В прошлой своей статье я написал о проблемах психологии. О том, что молодая развивающаяся наука. О том, как много ещё мы не знаем о психике. О том, что порой психологи, как впрочем, и другие люди, имеют психологические проблемы и не могут их решить. Я предсказывал, что этой науке предстоит серьёзно эволюционировать.

В настоящей статье я бы хотел затронуть ещё более широкую тему. Я считаю, что сама психика ещё находится в процессе эволюции. В психологии или медицине не принято говорить об уровне развития психики. Говорят о её здоровье или болезни, о норме или патологии. Наблюдая за функционированием своей психики и психики других людей в обычной повседневной жизни, а также в особых нетипичных ситуациях, я пришёл к выводу, что практически у всех людей есть некоторые сбои или слабые места в работе психики, а так же, наоборот, некоторые её уникальные свойства и способности.

Также мне удавалось наблюдать, как некоторые люди в процессе жизни, используя разного рода практики, добивались позитивных изменений в общем функционировании своей психики. В тоже время, люди, которые не работают в этом направлении, часто к старости имеют большой набор всевозможных сбоев и слабых психических мест. Это может проявляться в усилении всевозможных фобий и появлении ограничений, не связанных напрямую с ослаблением физических возможностей. Бывают случаи, когда люди работают неправильно в этой сфере, грубо вторгаясь в тонкую и непознанную сферу. Это тоже может приводить к негативным последствиям. Таких людей можно часто встретить на всевозможных эзотерических семинарах и психологических тренингах. Человек может постоянно находиться в этой среде, которая, казалось бы, должна способствовать психологическому или даже духовному образованию и развитию. Но результат может быть прямо противоположный. В данном случае, конечно, речь нужно вести об уровне профессионализма ведущих и о реальных целях обучающихся.

Если мы говорим об эволюции, то первый вопрос, приходящий в голову, будет о том, существует ли эволюция психики человечества такая же общая для всех, как биологическая эволюция. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно посмотреть на историю человечества. Мы увидим, что, безусловно, наше общество стало намного более сложным. Наша психика смогла к этому приспособиться. Мы оперируем большими объёмами информации. Мы гораздо больше знаем об окружающем нас мире, включая Космос и клетки нашего тела. И с каждым днём узнаём всё больше. Но стали ли мы знать больше об устройстве самой нашей психики и о природе нашего сознания? Для меня это открытый вопрос. Возможно, такие легендарные философы и мудрецы прошлого, как Платон, Сократ, Гаутама Будда, Лао Цзы или Патанджали, знали об этом гораздо больше, чем кто-либо из современников? А, возможно, существовали ещё многие другие, память о которых по разным причинам человечество не сохранило. Как я уже писал в других статьях, знание в этой сфере может быть теоретическим, прочитанным или услышанным где-то. А может быть практическим, то есть полученным в самонаблюдении и наблюдении за другими людьми.

Жизнь во времена Гаутамы Будды, возможно, больше способствовала самопознанию. С другой стороны, в современном мире есть небольшие сообщества, которые живут практически так же, как человечество жило в давние времена. Возможно, они живут в той особой среде способствующей самопознанию. Взаимодействуя с шаманами из ряда амазонских племён, я лично убедился в том, что они имеют некоторое уникальное знание об устройстве психики человека. Это знание не совсем вербальное. Большая его часть находится в сфере прямого видения, достигаемого в состоянии транса. Но при этом разработана целая наука достижения разных стадий транса. Это знание можно совершенно точно и конкретно использовать для лечения и решения других самых важных задач. Передаётся оно также не вербально в процессе прохождения особых шаманских практик и церемоний. Это знание может быть как приобретено, так и утрачено в зависимости от состояния сознания человека. Об этом я подробнее писал в другой своей статье, описывая особенности пути познания в латиноамериканском шаманизме.

Другой важный критерий развитой психики связан с обострённым эстетическим видением мира, со способностью видеть и создавать красоту. И в этом, конечно, мастера из прошлого часто выглядят не превзойдёнными. Произведения Шекспира, поэзия Омара Хайяма, картины художников эпохи возрождения, архитектурные шедевры прошлого: соборы и мечети. Я даже не буду подробно затрагивать тему египетских пирамид и невероятных построек в Андах Перу и Боливии. Эта тема может вообще поставить под сомнение уникальность нашей цивилизации. Шедевры классической музыки, поэзия серебряного века и бессмертные произведения литературы говорят сами за себя. Кроме того, существует уникальная этническая музыка. Для многих она вновь звучит современно. Я обожаю аутентичное горловое пение, виртуозную игру на барабанах и других народных инструментах. Потрясают своей глубиной икарос – шаманские песни. Понять их многогранную объёмность можно только на настоящих шаманских церемониях. С другой стороны я люблю новые формы искусства. Обожаю хорошее кино. Встречаются шедевры и в кинематографе. Но всё-таки вывод, который напрашивается, — жизнь в современном динамичном мире, скорее, делает наше восприятие прекрасного менее глубоким, чем раньше. Хотя я верю, что психика человека очень пластична и приспособится к новому миру, и не утратит совсем глубину восприятия. При этом изменения внешнего мира тоже ускоряются, затрудняя нам задачу.

Когда мы говорим о теме развития психики, у многих всплывают образы особых сверхспособностей или паранормальных способностей. Эта тема всегда будоражила умы людей. Она присутствует во всех религиозных и эзотерических книгах. И сейчас она постоянно проявляется в литературе, в детских мультфильмах и даже во вполне взрослом кино. Я не особо верю в существование таких феноменов, как телекинез, телепортация и материализация. При всех бесконечных разговорах на эту тему человечеству никто не предъявил никаких реальных доказательств существования таких феноменов. Не то, чтобы я не допускаю возможности их существования. Я считаю теоретически возможным всё. Но я вижу, как эту тему бесконечно эксплуатируют разного рода хитрецы и продавцы духовности. В то же время существует ряд других феноменов таких, как телепатия, гипноз, видение на расстоянии и во времени, подтверждений которым достаточно. По-крайней мере в моей жизни я с этим регулярно сталкиваюсь. Вероятно, потому что я всегда интересовался этой темой, искал людей с такими способностями в разных частях мира, сам работал над развитием интуиции и тонкого восприятия жизни. У нас, конечно, нет точной статистики на этом счёт. Но мы можем предположить, что раньше существовали сообщества людей, которые владели этими способностями лучше нас. Опять же потому что они имели время и подходящую ситуацию для работы в этом направлении. Когда я общался с индейцами, живущими глубже в джунглях, в отдалённых деревнях, то обращал внимание на их большую чувствительность. Любой из них может видеть чувства другого, даже приезжего человека читать как открытую книгу. В то же время у индейцев, перебравшихся в города, эта способность часто довольно быстро пропадает. Сложнее устроенный мир, многоуровневое устройство общества перекраивает восприятие, способствует развитию других адаптационных способностей.

Есть ещё один серьёзный вопрос, ставящий под сомнение наличие коллективной психической эволюции. Это вопрос нравственности, которую я считаю неотъемлемым свойством развитой психики. Опять же смотрим на историю человечества. Мы видим некоторые перепады в этой сфере, более тёмные и более светлые времена. Мирная жизнь чередовалась с кровопролитными войнами. С одной стороны, мы видим некоторое смягчение нравов, особенно с конца 20-го века, с другой стороны, мы не знаем, является ли это долгосрочной тенденцией или временным затишьем перед бурей. Параллельно на этой планете вместе с гуманно развитым обществом, к которому, конечно, тоже есть много нравственных вопросов, существует фактически средневековое общество в ряде стран исламского мира и в Африке. Есть немало мест на Земле, где жизнь человека не стоит практически ничего, где у женщин и детей нет никаких прав, где всё решается путём грубого физического насилия. В современном мире по-прежнему существуют разные формы рабства. А также отдельный важный нравственный вопрос – наши отношения с дикой природой, с животным и растительным миром. В этой сфере есть множество негативных тенденций и проблем, к решению которых человечество в целом ещё не подошло.

На тему нравственности, о том, как она, на мой взгляд, возникает, формируется и развивается, я хочу написать отдельную статью. Это большая и интересная для меня тема, вплотную пересекающаяся с темой духовного роста и психического развития. Тему эволюции психики я хотел бы завершить одним простым выводом. Поскольку у нас нет точного доказательства коллективной психической эволюции, есть некоторые сомнения на этот счёт, но в то же время мы можем наблюдать успех отдельных индивидуумов в сфере личного психического развития, то остаётся признать, что гораздо надёжнее и разумнее будет заниматься развитием себя, не надеясь на развитие всего человечества. Возможно, оно развивается. Но точно не быстро. А жизнь отдельного человека коротка. Кроме того, я верю, что развитие отдельных индивидуумов только и может служить толчком для развития человечества в целом.