Автор — Константин Рониньо

Меня всегда впечатляли невероятные достижения в философии, науке и искусстве древних греков. Очень часто, начиная читать что-то из текстов современных философов, психологов и даже политологов, я ловлю себя на мысли, что почти всё это уже есть в текстах древних мыслителей Афин. Фактически они заложили основы науки и представлений европейцев о прекрасном в искусстве. Ещё более невероятным это выглядит, когда понимаешь, что Афины того времени – маленький по современным меркам город, а расцвет этой мудрости длился совсем не долго, после чего Европа на долгие века погрузилась во мрак невежества. И даже тексты древних мудрецов мы можем читать, благодаря тому, что они каким-то случайным чудом дошли до нас.

Я задаюсь вопросом, каким же образом относительно небольшая группа людей в масштабах человечества в ограниченный период времени достигала такой удивительной ясности мысли. Мы должны что-то узнать об их образе жизни, о системе их воспитания и образования. Откуда взялся этот уникальный феномен?

Мы знаем, что в Афинах была демократия. Собственно демократия греками и была придумана. Но это была особая форма демократии, во многих моментах не похожая на современную. Очевидным отличием было то, что в народных собраниях не принимали участие рабы, освобождённые рабы, иностранцы и женщины. Да, у греков того времени были рабы. Это было сложное сочетание демократии и рабовладельческого общества.

Интересно, что не давали право голоса бывшим рабам. На первый взгляд, это кажется не справедливо. Но дальнейшая история человечества показала, что люди с психологией рабов делают далеко не лучший выбор. Другой вопрос – как вылечить людей от таких психических особенностей. Иногда для этого нужно несколько поколений свободной жизни. Женщины в Древней Греции тоже не были равны мужчинам и не имели возможности избирать. Но это связано с более широкими ограничениями. Они не имели возможности получать полноценное образование. Они занимались больше детьми, хозяйством, домашними делами. Но всё же, к другим очень важным делам жительницы Афин были допущены.

Для того, чтобы понять исторический феномен древних Афин, нужно, конечно, постараться понять, что у них было с религией. Какая религия могла позволить или даже поспособствовать такому развитию мысли? Если мы возьмём современное общество и посмотрим на самых выдающихся учёных: физиков, химиков, математиков, мы обнаружим, что практически все они — атеисты. Религиозные люди часто пытаются оспорить этот факт. Но это остаётся фактом. Если мы возьмём учёных — гуманитариев, процент атеистов там окажется меньше, но всё же, он будет преобладать.

Мы знаем, что древние греки не были атеистами. Но они также не были религиозными людьми, какими мы сейчас знаем или представляем себе религиозных людей в монотеистических религиях. И дело не только в том, что они не верили в единого Бога, а верили во множество богов. Их отношения с богами строились совсем на других принципах. Их боги олицетворяли архетипы, связанные с объективно существующими сферами жизни, понятными любому человеку: война, любовь, торговля, власть, искусство и прочее. Чтобы быть успешным в любой из этих сфер, человек должен обладать особыми качествами или энергиями. Боги олицетворяли собой идеальную реализацию этих качеств. Через взаимодействия с этими идеалами греки искали наполненность нужными для них самих качествами души. У них не было задачи просто верить во всемогущество богов, их задача была переживать связь с ними и через это развивать себя.

По сути это не религиозный, а мистический подход. Эти два подхода очень часто не различают. Часто эти два слова пишут через тире — «религиозно-мистический опыт». Но это очень разные вещи. Тёмные Средние века в Европе совпали с воцарением там религиозного подхода. Эта тема до сих пор слабо осмыслена человечеством. Почему я так думаю? Потому что и сейчас самые взрывоопасные регионы нашей планеты находятся под тотальным контролем религий или идеологий. А человечество продолжает пытаться найти этому экономические причины.

Древние греки называли свои обряды мистериями. Это очень интересные действа, в которых участвовала вся элита афинского общества. Женщины (девы) тоже активно участвовали в этом. Проводили эти мистерии дельфийские жрецы. Это значит, что была особая жреческая школа. Жрецы и жрицы жили отдельно от других горожан. Скорее всего, это искусство передавалось из поколения в поколение. Только люди, которые много лет учились подобному мастерству, могли направлять такие обряды. Участники этих мистерий в специальные даты приезжали на несколько дней в дельфийский храм, чтобы полностью погрузиться в процесс.

Из трудов разных современных исследователей, изучавших тексты Плутарха, мы знаем, что одной из мистерий была мистерия бога Диониса. В мистерии проигрывалась тема смерти и воскрешения бога. Эту мистерию проводила главная жрица Афин с четырнадцатью своими помощницами. Часть мистерии состояла из своего рода театрального представления. Но также были части обряда, в которые активно включались все участники. Совершались экстатические танцы под ритмическую музыку, которые также называли оргиями. В них участвовали женщины, которых звали вакханками. В письменных источниках ничего не сообщается о том, было ли это связано с формами коллективного секса. Как я понимаю, действо не было направлено на сексуальное удовлетворение. Скорее сексуальная энергия молодых, раскрепощённых женщин использовалась для достижения ими сильных экстатических состояний, из которых они в свою очередь воздействовали на других участников. Но абсолютно очевидно, что религия древних греков не способствовала сексуальной закрепощённости!

Многие исследователи отмечают, что целью проведения этих мистерий не было обретения веры в богов. Цель была в достижении особого переживания, которое помогало гражданам Афин иначе увидеть и осмыслить такие важные темы, как смерть и рождение. Такие великие мудрецы, фактически создавшие основу для всей современной науки, как Платон и Аристотель, считали жизненно важным участие в мистериях и рекомендовали их своим ученикам. Фактически они неоднократно высказывали мысль о том, что ни один государственный муж Афин не имеет морального права чем-либо управлять, если он сам лично не прошёл эти обряды. Они также особенно выделяли Элевсинские мистерии.

С Элевсинскими мистериями связано множество тайн. Лишь малое число горожан имело возможность на них попасть. Они проводились в условиях строжайшей секретности. Известны случаи убийства бывших рабов случайно ставших свидетелями части мистерии. Сами участники обязывались никому никогда не рассказывать подробностей происходящего там. И они почти всегда хранили молчание. По некоторым косвенным данным мы можем сделать вывод, что суть происходящего там была связана с вхождением в состояние глубокого транса. Участники Элевсинских мистерий, проходивших несколько дней в храме, похожем на полукруглый античный театр, сравнивали этот опыт с полным перерождением.

За счёт чего достигался эффект сильного изменённого состояния сознания и дальнейшей трансформации? Мистерию условно делили на три этапа. Первый этап был связан с устным посланием от жрецов. Второй этап был связан с неким аналогом театрального представления. И третий этап, самый важный, был связан с непосредственным погружением участников в сильнейшее переживание. Главный сюжет мистерии развивался вокруг Деметры, богини земли и плодородия, а также ее дочери — Персефоны, которую похищает бог подземного царства Аидоней. Мы можем предположить, что участники церемонии вслед за богиней отправлялись в подземное царство (в глубинное бессознательное), чтобы найти там ответы на важнейшие для себя вопросы.

Что же за технология позволяла жрецам, проводившим обряд, отправлять людей в столь изменённые состояния сознания на третьем этапе мистерии? По некоторым свидетельствам речь идёт о неких технологиях, которые греки частично позаимствовали у малых народов, живших в то время фактически как дикие лесные племена. Я предполагаю, что речь идёт о практике, которую можно назвать шаманской. Есть большая вероятность того, что в этой практике использовались особые растения или грибы. Применение особых растений и грибов, и вообще глубокое знание об их свойствах, было всегда характерно для малых народов, ведущих племенной образ жизни и находящихся в постоянном взаимодействии с дикой природой.

Я думаю, что жрецы Афин взяли шаманские технологии малых племён и дополнили их сюжетами своей мифологии, а также философским осмыслением, породив уникальный феномен мистерий, способных проводить через уникальный трансформационный опыт расширения сознания людей, имеющих хорошее базовое образование. Понятно, почему это было секретным. Далеко не все люди готовы к такого рода опыту. Умение отбирать и подготавливать таких людей также являлось важной жреческой работой.

Изучая сохранившиеся до наших дней шаманские технологии малых народов Латинской Америки, использующих в своих церемониях специальные растения, отвары из растений, кактусы и грибы для вхождения в глубокий транс, я обнаружил ряд важных закономерностей. Прежде всего нужно понимать, что самих этих растений недостаточно. Важна полная технология. Любой грек, найдя в лесу какие-то особые растения или грибы, мог бы их съесть. Для знатных греков могли бы эти растения и грибы собирать рабы, или они могли продаваться на рынке. Но так это не работает. Лучшие люди Афин отправлялись в специальное место в храм, где несколько дней проходили особые обряды, в которых знающие люди направляли этот процесс таким образом, чтобы это способствовало не каким-то случайным хаотичным изменениям, а целенаправленной трансформации, в результате которой греки становились более здоровыми и обретали более ясное сознание. Они становились подготовленными к тому, чтобы на более качественном уровне заниматься государственными делами, философией, наукой и искусством.

Моя жизнь, особенно последние пятнадцать лет, стала экспериментом, который отчасти подтверждает правоту этой исторической теории. Познакомившись с аутентичными шаманами, вместе с моими близкими друзьями и постоянными участниками моих экспедиций в Латинской Америке, я стал регулярно проходить шаманские церемонии с глубоким погружением в транс. Я прохожу примерно сто шаманских церемоний в год в Перу и в Мексике. Когда число пройденных мной церемоний перевалило за тысячу, меня стали регулярно спрашивать, какого это. Имеются в виду обычно две вещи: не свихнулся ли я или не просветлел ли ещё! Некоторые думают, что психика это не может выдержать, а другие уверены, что я должен был решить все свои проблемы окончательно и бесповоротно. Конечно, ни то, ни другое со мной не случилось. Первое не случилось, именно потому, что я это делал с настоящими шаманами в правильных местах на настоящих шаманских церемониях. Второе не случилось, потому что не бывает остановки в развитии. Возможно либо развитие, либо деградация. И, конечно, нельзя раз и навсегда решить все проблемы. Жизнь не стоит на месте. Она нам подкидывает новые проблемы.

И всё же недавно я задумался, какие значимые изменения произошли во мне за период интенсивного прохождения шаманских церемоний. Прежде всего, нужно трезво понимать, с какой точки ты стартуешь. Я не получил хорошего базового образования. Частично это компенсировал самообразованием. Я не обладал никакими особыми талантами. По крайней мере, они не успели проявиться и развиться во мне. В моей жизни было ни мало травмирующего, экстремального опыта. Мне повезло с семьёй и счастливым детством. Но начиная с подросткового возраста, я выбрал себе жизнь полную стрессов, несколько раз проходящую на грани смерти. Всё это создало далеко не идеальную основу для начала эксперимента. Главными моими плюсами было желание и стремление всегда думать самому и ещё, пожалуй, то, что я очень рано стал интересоваться и заниматься разного рода практиками саморазвития. Можно предположить, что люди с блестящим образованием, с особыми талантами и не травмированные чрезвычайными событиями жизни, получив шанс, выпавший мне, имели бы гораздо лучшие результаты. Но это каждый может узнать только в личной практике.

Анализируя произошедшее со мной за последние годы, я обнаружил в себе ряд интересных позитивных изменений, которые можно было бы описать, ряд не совсем типичных способностей, открывающих ряд новых возможностей. Наверное, в следующей статье я попробую написать об этом. Не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы объяснить, почему обнаруженную мной технологию считаю очень эффективной и полезной для людей. Я надеюсь, что это поможет сделать наш общий мир лучше!