Автор — Константин Рониньо

Поскольку тема Аяваски и шаманских церемоний в Перу за последние годы стала очень популярна (чему я не сильно рад), я считаю, что настало время написать несколько статей об этом на широкую аудиторию.

В этой статье я бы хотел затронуть тему выбора шаманов. Поскольку без настоящих шаманов, по моему мнению, и мнению людей, которые в этом что-то понимают, употреблять Аяваску глупо и даже опасно, поиск и выбор шамана, если вы уж решили в этом участвовать, задача крайне важная.

Почему я считаю себя вправе давать какие-то советы по этой теме? Потому что, так уж случилось, я в ней разбираюсь лучше других. Справедливости ради, нужно сказать, что мне очень повезло с проводниками в мир шаманизма Латинской Америки. Я начинал этим заниматься, когда в русскоязычном мире об этом никто не знал. А в других странах за пределами Амазонии знали тоже совсем не многие, а по-настоящему знали единицы. Кроме того, я нахожусь в этой теме все эти годы настолько интенсивно, как, думаю, никто в мире, не считая аутентичных шаманов. Я провожу порядка десяти открытых экспедиций к шаманам в год, начиная с 2003 года. Плюс закрытые экспедиции и мои личные поездки. Я каждый раз участвую в церемониях Аяваски, проходя больше ста церемоний в году. Чтобы понять, о чём идёт речь (если вы не были на настоящих шаманских церемониях), одна церемония способна перевернуть всё ваше мировоззрение и способствовать глубинной трансформации вашего существа. Это же может случиться на церемониях Пейота и ряда других сакральных растений, если их проводят мастера. Но эта статья именно о шаманах Аяваски. Потому что в Амазонии сложилось своя особенная ситуация, о которой я решил написать.

Прежде всего, выбрать настоящего шамана задача совсем не такая простая, как многие могут думать. Подавляющее большинство приезжающих на церемонии Аяваски в Перу к настоящим шаманам не попадают. Есть множество людей из разных стран, которые в последние годы зарекомендовали себя экспертами в этой области (а часто даже шаманами, пройдя пару десятков церемоний), которые к настоящим мастерам никогда не попадали. Я знаю считанные единицы людей, которые безошибочно могут определить уровень шамана в Амазонии. Но даже им иногда для этого нужно некоторое время. Я это проходил всё сам во время экспедиций по поиску шаманов в глубинной Амазонии. Это совсем не простая задача.

Нужно понять, насколько велика степень ответственности, когда вы совершаете выбор шамана. При правильном выборе вы можете получить величайший опыт во всей вашей жизни, который изменит и вас и вашу судьбу к лучшему. При неправильном, в лучшем случае, вы получите посредственный опыт, в худшем, крайне негативный, который омрачит вашу жизнь. И речь о сильных влияниях, как положительных, так и отрицательных, с последствиями на всю последующую жизнь. Зная это, меня всегда поражает беспечность людей в этих вопросах.

Итак, по-настоящему определить шамана высокого уровня могут единицы профессионалов. Но определить явно не настоящего шамана может большинство людей, если они узнают ряд простых признаков, о которых я решил написать.

Настоящий шаман Аяваски не может жить в большом городе. Он может там проезжать, гостить, навещать друзей, быть по делам. Если он там живёт, можете быть уверенны, что шаман липовый. Все разговоры про городских шаманов из области неошаманизма или, проще говоря, из области игр в шаманизм.

Настоящие шаманы в Амазонии все находятся в преклонном возрасте. Это объясняется тем, что шаманизму долго учатся, проходя множества длительных шаманских испытаний. Процесс обучения растягивается на десятилетия. Но есть другая, более печальная причина. Примерно лет сорок назад полноценная передача школы прервалась. Поэтому аутентичные мастера, с которыми я работаю, чаще всего имею возраст за 70 лет. В редких случаях встречаются молодые дарования с возрастом в районе 60 лет. Если вам встречается 30-40-летний шаман, можете быть уверенны, что настоящей школы он не прошел. Но именно молодые гораздо более активны в современном социуме, пользуются всеми современными способами связи и раскрутки себя.
Настоящие шаманы не гастролируют в дальние страны. Им некогда этим заниматься. Хватает работы на своей земле. Они знают, что сила растения теряется, если проводить церемонии далеко от Амазонии. Но находится много псевдо шаманов желающих гастролировать и популяризировать эту тему и самих себя. А люди в городах привыкли, что чудотворцы разных мастей к ним едут со всего света. Они не понимают, что для аутентичного мастера из любой традиции это поведение неадекватное. Но в случае с шаманизмом это вообще абсурд. Шаманизм всегда связан с конкретными местами. Поэтому, если вы слышите, что какой-то шаман выступает в каком-то эзотерическом центре в Москве, в Киеве, в Минске или проводит церемонии на Рублёвке, можете быть уверенны, это шарлатан.

Настоящие шаманы Аяваски почти никогда не бывают иностранцами, людьми не из Южной Америки. Я знаю одного человека, который является исключением. Но он много лет прожил здесь и серьёзно и глубоко обучался десятки лет. Шансов, что вы встретите ещё одно такого, практически равны нулю. Поэтому, если кто-то из европейцев, американцев, русских, белорусов или украинцев выдаёт себя за шамана Аяваски, можно не сомневаться в степени его «мастерства».

Настоящие шаманы никогда вам не предложат употребить микс из разных сакральных растений. Шаман Аяваски сам для расширения своего опыта может участвовать в других шаманских церемониях: с грибами, Пейотом, Сан Педро, Пасторой и прочими. Но он никогда не предложит пришедшим к нему на церемонию употребить сразу или по очереди разные растения. А есть ряд растений, которые настоящие мастера (если они не мастера в брухерии), никогда вообще не дадут употреблять пришедшим. Есть крайне токсичные растения, часть из которых часто дают туристам из-за сильных эффектов и ярких видений, которые они производят в сознании человека. Поэтому всегда очень важно знать, что за напиток ты пьёшь, из каких растений он сварен. Если вы в этом не способны разобраться, у вас должен быть надёжный проводник, кто в этом разбирается.

Настоящие шаманы очень редко одеваются в ритуальную шаманскую одежду и носят всякого рода амулеты и прочие атрибуты магической силы. Настоящая сила не в предметах и не в одежде. Если вы увидите ряженого во всё «шаманское», можете быть уверенны, что это шарлатан.

Если этого шамана вам рекомендуют местные жители какого-нибудь амазонского городка: таксисты, служащие отеля, местные туристические агенты, можете быть уверены он, в лучшем случае, недоучка и шарлатан, но скорее всего, местный брухо, что ещё более опасно.

Ну, и ещё, что стоит добавить, подавляющее большинство самых известных амазонских шаманов (шаманских центров) – недоучки, шарлатаны и мошенники. Я знаю истории связанные с явным криминалом, лежащие в основе появления ряда центров и раскрутки ряда известных «мастеров». Видимо, сакральные растения эта такая тема, в которой человеку трудно остаться никаким. Он рано или поздно должен будет выбрать, работает ли он на исцеление и очищение людей или работает на обман, вовлечение во мрак, сбивая людей с лучшего пути. Некоторые, делая второе, почти искренне думают, что делают первое. Почему почти? А потому что в душе, на самом деле, мы всё знаем.