Статья о нравственности и совести, заповедях и законе кармы

О нравственности и совести. Заповеди и закон кармы.

Давно собирался написать свои мысли на эту тему. Но меня останавливал не только масштаб, но и значимость этой темы. Величайшие умы, писатели, философы, мудрецы и пророки размышляли и писали об этом, начиная с глубокой древности. Но тема эта всегда остаётся самой актуальной. Что такое добро и зло? Как жить, создавая добро или общее благо, одновременно не причиняя зло? Что такое истинная мораль или нравственность? Существует ли закон кармы и, если да, то, как он работает? Существует ли универсальная нравственность или в каждом обществе она своя? Можно ли написать или сформулировать заповеди, нормы, правила, законы, которые будут верны для всех случаев? Что такое совесть?

Для меня самого очень важно в этом разобраться. Я знаю точно, что не всегда в жизни  поступал верно. Некоторые свои ошибки я старался исправить. Но по-настоящему оценить тяжесть моего душевного багажа я смог, оказавшись в глубоком трансе на первых своих шаманских церемониях в Амазонии. Я понял, что многое должен исправить, во многом раскаяться и многое осознать. Позже, находясь в состоянии повышенного осознания, я видел, как можно жить, не накапливая такого рода душевных долгов. Я этому стараюсь следовать в жизни, временами, конечно, сбиваясь и ошибаясь. Но до сих пор я не пытался подробно сформулировать то, как я это увидел тогда и осмыслил позже.

Про десять заповедей и их соблюдение

Начнём с самого простого. Кто-то вам скажет, есть десять заповедей, соблюдай их, не нарушай их, и избежишь греха. Эту не хитрую мысль часто можно услышать от вполне интеллектуальных и не сильно религиозных людей. Им просто лень глубоко размышлять на эту тему. Иначе бы они подумали о бесконечном многообразии жизненных ситуаций, которые не вписываются в простые правила.

Например, самая незыблемая первая заповедь «не убий» оказывается не столь однозначной в самых разных ситуациях. Например, если вы солдат на войне, где ваша армия обороняется от напавшего на вашу страну противника. Если на ваших глазах кто-то пытается убить ребёнка, и ваш выбор — допустить это или убить убийцу самому. Если вооруженные бандиты врываются в ваш дом. Таких ситуаций можно за минуту представить множество. Про ложь во спасение до меня уже написало много умных людей. Можно представить массу ситуаций, когда сказать правду означает почти убить человека. С прелюбодеянием тоже не всё однозначно. Смотрите латиноамериканские сериалы! Бывают ситуации, когда взаимная сильная любовь возникает с тем, с кем иметь отношения не правильно. И тогда у человека выбор: предать кого-то или предать свои чувства. Я думаю, многие видели подобные истории в жизни.

Такой умственный эксперимент можно проделать со всеми десятью заповедями. Это же касается всевозможных негласных правил этикета, приличия, протокола и прочих правил. Конечно, их нужно стараться соблюдать. Но мы понимаем, что в жизни бывают ситуации-исключения. Тоже самое можно сказать и о законах государства. Соблюдение законов не делает вас гарантированно нравственным человеком. Можно совершать всякого рода подлости и гадости, оставаясь в рамках уголовного кодекса.

В тоже время бывают исключительные ситуации, когда важное доброе дело делается с нарушением законодательства. Особенно это легко представить в тоталитарных или авторитарных странах, где законы специально создаются против людей. Но даже в странах с развитым законодательством случаются ситуации, когда нарушение закона оправдано более высокой нравственной мотивацией. Я бы очень не хотел, чтобы люди, основываясь на этих размышлениях, нашли оправдание систематическому нарушению закона и несоблюдению базовых заповедей человечества: не убей, не укради, не соври. Такие действия более чем в 99 процентах случаев, отягощают карму и душу. Исключительных ситуаций ничтожно мало в сравнении с реальными злодеяниями людей.

Мы все видим примеры зла сотворённого людьми вокруг себя или хотя бы знаем о них из новостей. И мы думаем о том, что какой-то человек столько украл, а иногда и убил, и при этом счастливо живёт в большом дорогом доме, ведёт красивую богатую жизнь. Когда же будет справедливое воздаяние? Тот, кто верит в загробную жизнь, может думать, что душа этого вора и убийцы попадёт в ад. Кто верит в перевоплощение, может думать, что наказание человека в какой-то форме настигнет в следующей жизни. Кто-то решит, что его детям придётся заплатить за всё. Атеист может надеяться, что человека накажут по закону. Мы знаем, что это не всегда случается. Кто-то берётся вершить самосуд. В некоторых странах и регионах это очень распространённое явление. Кто-то смиряется с несправедливостью. А кто-то даже решает, что так и нужно жить, если именно воры в этом мире или в конкретной стране живут богато и красиво. Тут мы подходим к понятию закона кармы.

Что такое закон кармы и как он работает?

Например, человек убивает другого с целью ограбления. Никаких высоких мотивов и оправданий нет. Мы понимаем, что если существует закон кармы, убийца должен быть наказан. Но как наказан и когда? Я уверен, что человек начинает получать наказание с момента самого действия и даже ещё немного раньше, когда он твёрдо решил это сделать. В это время в его душу входит отягощение, равное совершённому им злодеянию, и эта тяжесть останется с ним. Она будет омрачать и отравлять ему жизнь, что, безусловно, приведёт к цепи других последствий. Они могут быть самыми разными.

Например, в сфере отношений с людьми, с родными и близкими, в сфере здоровья психического и физического. Даже если человек считает такое поведение нормой и придумывает всевозможные оправдания, на бессознательном уровне он всё равно будет чувствовать тяжесть. Это изменит его сон в некоторых случаях до регулярных кошмаров, будет мешать испытывать возвышенные чувства. Так что не стоит судить о счастье людей по внешним признакам. А если посмотреть на человека, который всё время врёт. У некоторых это часть их профессии, их бизнес! Такой человек перестаёт верить другим и самому себе. Ему всё начинает казаться сплошной ложью. Он никому не может доверять. Это очень тяжёлое состояние души. И так со всеми видами общепризнанных грехов.

Иначе говоря, нет необходимости в верховном или божественном судье, который где-то там условно сидит и отслеживает каждый чих и определяет соответствующее наказание. В нашей вселенной давно уже всё автоматизировано! Каждое действие запускает нечто вроде волны, которая так или иначе будет отражена. Нет оценщика, который скажет, плохо это или хорошо, добро это или зло. Закон кармы — за пределами этих оценок. Просто вы получаете отражение именно тому, что вы запустили.

Более того, волну запускают не только совершённые действия или произнесённые слова, но также ваши мысли и чувства. Именно поэтому внешнее соблюдение заповедей совсем не гарантирует нравственной чистоты. Человек ответственен за все свои психические процессы, которые, конечно, очень сложны и в огромной степени бессознательны. Об этом я уже подробно писал в предыдущих статьях. Иначе говоря, без развития осознанности и становления хозяином в своём внутреннем мире, хозяином своих психических процессов, человек не может быть нравственным в полной мере.

Обиды, страхи, ненависть, ревность и зависть к другим людям

Если в вашем сердце живут обиды, страхи, ревность, зависть, ненависть к другим людям, а во внешнем мире вы делаете всё по правилам, по заповедям, по закону, вы всё равно получите отражение тому, чем наполнены внутри.

Если спросить об этом людей, большинство ответит, что они никогда никому не завидуют, никого не ревнуют, не испытывают ненависти. А если это «духовные» люди, они ещё вам скажут, что они всех любят! Не верьте этим людям. Лучше посмотрите на детей, которые без всякого стеснения проявляют свои чувства. Вы сразу же увидите подлинную жадность, ревность, зависть, ненависть, обиды и страхи. Но, конечно, вы также увидите в них настоящую радость, чистый смех, а иногда и искреннюю любовь. Взрослые точно такие же, как дети, только хуже! Они все чувства скрывают, подавляют, имитируют. Тем самым, обманывая не только других, но и себя.

Потом им самим трудно себе признаться в тех чувствах, что они испытывают. Для того чтобы узнать скрытую правду о себе, хорошо иногда заглядывать в глубину своей души. Я нашёл для себя способ заглядывать туда на аутентичных шаманских церемониях в Перу и Мексике. У кого-то может быть свой способ. Большинство людей предпочитают туда вообще не заглядывать. А кто-то даже не знает о такой возможности. Если человек начинает меня об этом спрашивать, я сообщаю ему, что есть такая возможность, и это шанс многое узнать и изменить. Если меня об этом не спрашивают, я не считаю верным для себя донимать людей такими разговорами. Каждый к этому приходит как-то по-своему.

Многие задаются вопросом, как сделать общество более нравственным. Очевидно, что в таком обществе будет безопаснее, приятнее и как-то радостнее жить. Мы все понимаем, что общество состоит из отдельных людей. Значит, задача сделать отдельных индивидуумов более нравственными. Конечно, на взрослых людей повлиять сложнее. Очень трудно изменить закоренелых преступников, коррупционеров, воров, убийц и мошенников. Нельзя сказать, что невозможно. В жизни случаются самые невероятные изменения. Но всё же очень сложно.

Поэтому часто мы задумываемся, как вырастить детей нравственно здоровыми. Мы узнаём новые методики воспитания и образования. Или полагаемся на проверенные методы, которыми воспитывали нас, считая их успешными, глядя на себя в зеркало! Я думаю, что методики воспитания и образования очень важны. Хорошее образование даёт человеку широкий кругозор, учит его думать, знакомит его с мыслями великих писателей и учёных прошлого и настоящего. Но есть сердцевина, которая важнее всего этого. Если её нет, не поможет ни правильное воспитание, ни лучшее в мире образование. Я увидел это, наблюдая за множеством людей из самых разных слоёв общества.

Главное — это атмосфера любви и доброты или в плохом случае нелюбви и ненависти в семье. Эти чувства из детства определяют самое важное. Любовь даёт здоровую основу для всего остального.

Если бы образование определяло нравственность, то самыми ужасными людьми были бы люди в диких племенах, а самыми нравственными были бы выходцы из самых богатых семей, чаще других получающие лучшее образование. Но это не всегда так.

Я общаюсь и работаю с коренными жителями Америки, с представителями малых народов, многие из которых совсем не грамотные, не умеют писать и читать. Среди них есть люди с разными характерами, своими сложными психическими процессами. Я их совсем не идеализирую, потому что за последние годы узнал их с самых разных сторон. Но, безусловно, они в чём-то намного чище нас. Эта чистота, к сожалению, временная. Они её потеряют, проходя все те испытания, которые проходили мы, становясь цивилизованными. Но пока они её имеют, мы можем очень многому научиться у них. По ним хорошо видно, в какой семье они росли, царила там любовь или нелюбовь. Они в этом смысле больше похожи на детей, чувства которых более искренние, а потому более сильные. Не имея образования, некоторые люди из племён имеют потрясающую память и способность к концентрации внимания. Их психика имеет способности, которые утрачены нами, которые лишь с большим трудом мы можем восстановить.

Почему необразованный дикарь может быть более нравственным, чем образованный человек из цивилизации?

Так почему получается, что более нравственным человеком может оказаться необразованный дикарь, чем образованный, религиозный, соблюдающий все заповеди, человек из цивилизации?

Просто потому что у первого может быть более развитая высшая эмоциональная природа. Эта природа даёт не просто способность временами испытывать возвышенные чувства. Сама мотивация к действиям у человека может исходить из таких чувств. Что и определяет его нравственность. Человек может делать всё правильно, но из низшей эмоциональной природы, чтобы быть оцененным другими, чтобы добиться каких-то благ, чтобы попасть в рай и.т.д. Его мотив всегда практичен. Он действует не из любви, не из радости, а ради выгоды или из страха.

При этом человек может быть блестяще образован и талантлив. Развить высшую эмоциональную природу можно, даже если в детстве ты не впитал атмосферу любви и доброты. Но для этого нужно вначале осознать недостачу. Мне доводилось знать умнейших чрезвычайно успешных и хорошо образованных людей, которые так и не увидели эту недостачу в себе. Цинизм им казался проявлением жизненной мудрости. Мне жаль. Но это всегда был их выбор. Они получают отражение, которое заслуживают. Я могу лишь рассказать, что такая возможность есть. И я уверен, что настоящая нравственность делает тебя счастливым. Иначе, зачем она нужна?!

Некоторые люди используют одну простую формулу для определения нравственного поведения. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это кажется логичным, если не задумываться. Одному человеку может нравиться одно, а другому совсем иное. Кого-то били с детства родители, он привык к этому. Ему нравится атмосфера скандалов и драк. Но если он будет так поступать со всеми, многим это не понравится. Мазохисту доставляет удовольствие, когда его унижают. И он может решить, что это благо для всех. А психологические мазохисты встречаются не редко.  Приверженцы каких-то религий могут считать благом то, что для других неприемлемо. Есть даже различия на уровне питания и образа жизни. Кому-то нравится спорт и тренировки. А другой предпочитает менее подвижный образ жизни. Кто-то мясоед. Но если он приготовит мясо вегану, тот не будет рад. В общем, формула верна лишь частично. Нужно делать поправку на особенности людей, их вкусы и предпочтения.

Что такое совесть?

Отдельное явление, о котором я хотел бы написать, это совесть. Она гораздо сложнее, чем воспитанное чувство вины или стыда, с которыми её часто путают. Оба чувства вины и стыда я считаю отрицательными, чаще вредными. Они могут быть лишь временно полезны для человека, пока у него не проснулась совесть.

Когда просыпается совесть, ты начинаешь понимать, что чувствуют другие люди, сострадаешь им. Ты можешь чувствовать одновременно, что происходит в разных частях твоей психики. Обычно, эти разные части в нас не встречаются. В одной из них мы чего-то очень сильно захотели и сделали. В другой части мы об этом жалеем и виним себя. В третьей мы размышляем, как найти выход из этой противоречивой ситуации. Это знакомо каждому человеку. Есть неоднозначные ситуации и действия, которые кому-то приносят радость, кому-то причиняют боль. Или вначале приносят вам радость, а через какое-то время неизбежное страдание. В состоянии совести эти разные части вашей психики встречаются, и вы одновременно испытываете разные чувства. И на какой-то внутренней чаше весов определяете, что лучше для вашей души и принимаете целостное решение о том, как действовать, чтобы уже не было повода жалеть.

Ещё бы я хотел написать о некоторых теориях, с которыми я в последнее время сталкиваюсь. Чаще сталкиваюсь в интернете. Но раньше также сталкивался с живыми носителями таких идей. Они нам сообщают, что нет добра и зла, это всё иллюзорное видение мелких людишек! Они нам говорят, что всё есть игра, не важно, какая роль тебе досталась, святого или маньяка, сыграй её до конца, главное быть хорошим актёром. Некоторые считают, что нет закона кармы совсем или для них «просветлённых» нет закона кармы. Я знал таких «умников», которые и сами «плохо кончили» и многих других завели в западню.

Но те, кто ловятся на такие идеи, уже имеют некоторую нравственную слабость. Иначе бы их это не зацепило и не увлекло. Почему увлекают такие идеи?

  1. Во-первых, кажется, что они дают человеку большую свободу без ответственности, а также чувство могущества и превосходства. Ты думаешь, что есть обычное стадо баранов, которое живёт по правилам, а ты выше их, ты можешь всё без последствий.
  2. Во-вторых, такие идеи близки людям, которые любят философствовать в отрыве от реальной жизни. Где-то в их голове великая космическая игра, в которой нет ни добра, ни зла, всё является высшим божественным замыслом.

Пока философ размышлял на эти темы, у него украли телефон, и концепция зла и нарушенной справедливости моментально вернулась! Поэтому, чтобы не впадать в такие иллюзии, нужно реальнее смотреть на себя и на жизнь вокруг. Любую концепцию нужно примерять к наблюдаемой жизни и к своему личному опыту.

Про родовую карму

Правомерно ли говорить о родовой карме? Это сочетание слов часто используется людьми.

Поскольку карма — это универсальный закон причин и следствий, он применим к любому масштабу. Опыт жизни предков пишется в наших генах. Уже это влияет на нас и наших потомков. Кроме того, та атмосфера в семье, о которой я уже упоминал, во многом определяет судьбу ребёнка.

Поэтому мы можем говорить о родовой карме. А также о карме целых народов. Потому что есть генетическая память народа. И есть определённая атмосфера в стране, которая продолжает влиять на последующие поколения в хорошую или плохую сторону. Есть совершённые массовые преступления, есть общая боль и страдание.

Но есть и общие достижения. И каждый народ или страна получает отражение, которое заслуживает. И если страна в какой-то момент оказывается изгоем, как Северная Корея, стоит посмотреть на реальные причины этого. Также как с отдельными индивидуумами, у народов часто нет желания заглядывать в глубину, знать реальную историю, знать реальное содержание коллективного бессознательного. А оно определяет судьбы стран и человечества в целом.

Поэтому, чем больше будет людей работающих над развитием своего сознания и здорового нравственного начала, тем больше будет счастливых родов, семей, народов и стран.

Поделитесь информацией с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: