Я хочу поднять тему, настолько обширную и значимую, что в рамках одной статьи можно написать лишь нечто вроде введения. В перспективе я хочу углубиться в эту тему и описать её более подробно. Я планирую начать делиться тем, что открывал в последние годы, проходя шаманские церемонии и работая (общаясь) с людьми в очень необычных условиях.
Чем больше я наблюдаю за разными людьми, за течением их жизней и развитием их судеб, тем больше я убеждаюсь в одной мысли. Удача, успех, в значительной степени здоровье и, тем более, счастье человека мало зависят от объективных внешних обстоятельств и гораздо больше зависят от индивидуальных психических процессов, которые мы сами, чаще всего, довольно плохо осознаем и понимаем.
Мы можем видеть повсюду вокруг нас множество примеров того, как люди, находясь в изначально равных условиях, добиваются совершенно разных результатов. Это можно наблюдать в любых сферах деятельности людей: в спорте, искусстве, науке, бизнесе. Можно даже говорить об успехе и счастье в личной жизни. Но там критерии менее объективны.
Поэтому для простоты и наглядности возьмём сферу бизнеса. В этой сфере мы знаем огромное множество примеров, когда люди стартуют из гораздо худших условий, чем их конкуренты, и добиваются значительно большего успеха. Можно сказать, что они умнее. Но это было бы слишком размыто. Конечно, речь идёт об особом виде разумности. Потому что, если говорить об этом общим понятием «ум», то возникнет путаница. Ведь есть люди учёные, профессора, академики, которые, чаще всего, вовсе не миллиардеры. Но мы не скажем, что ведущие учёные мира глупее представителей крупного бизнеса. Очевидно, мы должны признать наличие множества видов разумности, которые помогают добиться успеха в разных сферах жизни. Мы можем говорить о таких видах разумности, как интеллектуальная, эмоциональная и даже телесная. Я бы расширил список и сказал бы, что только телесных типов разумности есть множество, не говоря уже об эмоциональных и интеллектуальных типах разумности.
Конечно, было уже предпринято немало попыток проанализировать и определить набор качеств, позволяющих человеку стать успешным в бизнесе. Мои жизненные наблюдения говорят о том, что при безусловном наличии чего-то общего, всё же гораздо больше очевидных внешних различий среди успешных в бизнесе людей. А есть вещи не очевидные, которые становятся понятны, когда проникаешь глубже в наблюдение за процессами психики.
Чтобы увидеть это нагляднее, рассмотрим те же процессы в другом масштабе. Возьмём не отдельных людей, а отдельные страны. Есть страны, у которых изначально стартовые условия отличные: много природных ресурсов, много плодородной земли, достаточно много населения, но при этом они не слишком благополучны по таким объективным критериям, как средний уровень жизни населения и средняя продолжительность жизни. А есть, им в противоположность, страны, у которых стартовые условия плохие: мало территории, мало природных ресурсов, а они каким-то образом становятся экономически успешными. Эту очевидную разницу я так же склонен объяснять различием в коллективных психических процессах у отдельно взятых народов.
Так же очень часто в жизни мы слышим рассуждения о том, что кто-то баловень судьбы, ему повезло или, наоборот, не повезло, так сложились обстоятельства и тому подобное. Я убежден, что и такие вещи, как везение, невезение, подарки и удары судьбы также обусловлены всё теми же психическими процессами. Мир находится в гораздо более тесной связи с нами, чем кажется. Это не всегда просто доказать. Поэтому вы можете пока эту идею рассматривать как гипотезу. Но достаточно очевидно другое. Есть люди, которые даже при тяжёлых ударах судьбы в итоге преодолевают трудности и добиваются успеха. А есть люди, которые при подвернувшейся удаче в итоге остаются на том же уровне или падают ниже. Например, известно, что большинство людей, выигравших крупные суммы в лотерею, быстро их тратили, не переходя в категорию стабильно состоятельных людей. Именно процессы их психики не давали им закрепиться в новом качестве.
Из чего состоят эти психические процессы? Это, всего на всего, наши мысли, чувства и ощущения. То, что всегда рядом с нами. Но мы крайне мало знаем о них. И очень редко можем кардинально изменить инерцию этих процессов в себе. Почему так происходит? То, что мы видим в себе, лишь вершина огромного айсберга. Бесконечно большая часть находится в сфере бессознательного. Но даже если бы мы смогли изменить нашу видимую, замечаемую нами часть, как например, хаотичность мышления, навязчивые отрицательные эмоции, свои физические зависимости, мешающие нам в жизни, мы бы уже достигли многого. Но это редко кому удаётся сделать, потому что видимая нами часть управляется из невидимой части айсберга. Там скрываются корни упомянутых мной проблем: хаотичности мышления, западания в отрицательные эмоции и разного рода зависимостей. Вы, наверное, видели много раз на своём примере или примере знакомых, как непросто бывает победить привычку к курению, употреблению вредной пищи, пассивному образу жизни. Человек на время побеждает. Но потом часто привычка берёт реванш. Откуда идёт это сопротивление нашим принятым решениям двигаться к позитивным изменениям в жизни? Из скрытой части нашей психики. Тоже касается принятых решений не раздражаться или не обижаться на что-то, не впадать в уныние, думать позитивно. Все эти решения забываются в том момент, когда дело доходит до реальной ситуации. А если не забываются, то, всё равно, какая-та неведомая сила втягивает нас в отрицательное переживание. Эта сила приходит из бессознательного.
Из чего состоит эта огромная скрытая часть нашей психики. Там хранится наше прошлое, наша индивидуальная история, которая плавно переходит в нашу коллективную историю. Как мы можем знать нашу личную историю? Очевидно, через память. Но много ли мы помним из нашей жизни. На поверхности нам кажется, что помним почти всё, за исключением раннего детства. Когда же мы начинаем этот вопрос исследовать в трансе, оказывается, что помним далеко не всё. Например, мы можем помнить какое-то знаковое событие. Но при этом не помним, какие чувства у нас остались от него, и какие внутренние решения мы в результате него приняли. С ранним детством ситуация ещё сложнее. Мы о нём очень мало помним. При этом в ранние детские годы закладывается львиная доля нашего представления о мире и о себе. Большинство наших эмоциональных реакций в различных жизненных ситуациях продиктованы нашим детским опытом. По мере развития личности это приобретает другие формы, которые зависят от образовательного и культурного уровня человека. Но внутренняя суть этих реакций остаётся прежней.
Это то, что касается индивидуальной истории, и её влияния на нас. Ещё сложнее изменить инерцию влияния на нас коллективной истории. Что это за коллективная история? Почему она на нас влияет? Отвечая на первый вопрос, я бы внёс некоторую классификацию подвидов коллективных историй: история семьи или рода, история страны или народа, с которыми человек связан, история человечества в целом. Это разные уровни бессознательного. Я их написал в порядке погружения в память и отдаления от нашего индивидуального сознания. Понятно, что история нашей семьи для нас ближе, чем история народа в целом и тем более человечества. Почему влияет? Потому что существуют глубинные взаимосвязи.
Сразу скажу, что изменить психические процессы можно через развитие индивидуального сознания, через осознанную и постоянную работу внутри себя, через погружение на уровень, где находятся корни проблем. И конечно, во все времена были люди, которые так или иначе, используя разные методы, пытались это сделать.
Первое, что многим может прийти на ум, если речь идёт о психических процессах, — нужно изучить психологию. Психология относительно молодая наука. Но, не смотря на это, у неё довольно много направлений и школ. Есть много людей, получивших специальное образование по одному или по ряду её направлений. Существует много практикующих психологов. Когда мы говорим об эффективности каких-то методов, мы должны, прежде всего, смотреть, как представитель какой-то школы и направления успешно реализует и практикует эти методы в своей жизни. Я поступаю именно так. Смотрю, на сколько человек научился осознанно влиять на свои психические процессы. Потому что, если он не смог благополучно воспользоваться этим методом в своей жизни, его помощь другим в сфере регулирования психических процессов под большим вопросом.
Так уж вышло, что я встречал и был знаком со многими психологами и психотерапевтами раньше, когда изучал психологию. И сейчас продолжаю узнавать новых психологов, поскольку они часто становятся участниками моих экспедиций. Среди них много интересных людей, часть из которых искренне старается разобраться в себе и быть лучше с помощью тех или иных методов психологии. Но всё же, я должен констатировать тот факт, что в подавляющем большинстве случаев методики из современных школ психологии не затрагивают глубинных пластов психики, а так же имеют очень слабую связь между теорией и практикой. В теории говорится о бессознательном. И о влиянии на нас травматического опыта. И о значимости влияния на нас родителей в нашем детстве. Но практически применить это знание для помощи конкретным людям не часто удаётся. Более того, у большинства психологов, что я знаю, серьёзные, не решённые психологические проблемы. Самые честные из них сами признают этот факт. Другая проблема состоит в том, что практикующие терапевты часто занимаются угадыванием проблемы пациента, больше полагаясь на книжное знание, чем на прямое видение и понимание конкретного человека. Даже если человек хорошо овладел самыми разными знаниями всех возможных направлений психологии, он часто не может их применить в конкретной ситуации в жизни. Почему? Потому что в реальной ситуации нужно не теоретическое знание, а осознанность. Нужно успеть увидеть и осознать проявление конкретного психического процесса до того, как он захватил вас целиком. Понять и описать его потом, конечно, тоже хорошо, но не решает проблемы. А ситуации, как известно, в жизни случаются одна за другой.
Так что без развития индивидуального сознания у нас нет шансов стать полноправными хозяевами своей психики, а соответственно и своей судьбы. Но если школы психологии не столь эффективны в решении этой задачи, может быть, стоит обратиться к разным традиционным школам и практикам, которые давно занимаются темой развития сознания. Конечно, речь идёт, прежде всего, о восточных школах.
Я не буду углубляться в тему того, как трудно бывает найти представителей аутентичных школ. Далеко не все, кто заявляет о своей длинной традиции, на самом деле аутентичны. Из представителей реально аутентичных традиций далеко не все являются успешными практиками. Это большая и сложная тема. У меня были многолетние поиски и интересные встречи в кругах практикующих восточные техники. Но было и много разочарований. Опять же, следуя всё тому же принципу, я предлагаю внимательно смотреть на самих практикующих и на их проявления в повседневной жизни.
Часто людям, и особенно ученикам, мешает некоторая экзальтированность, с которой они смотрят на каких-то гуру, лам, учителей, «просветлённых» мастеров. Без этой экзальтированности и при наличии возможности наблюдать своих кумиров в более обыденных ситуациях они смогли бы увидеть и понять гораздо больше. Кроме того, никогда не стоит отключать здоровое критическое мышление.
Если не разбирать всякие нюансы и подробности разных индийских, тибетских и китайских школ, основным методом развития осознанности в них является то, что можно назвать словом медитация. Есть люди, которые говорят о разных видах медитации. Есть те, кто считает, что медитация — это состояние, которое достигают, используя разные техники, а сами по себе техники медитацией не являются. С тем, что техники не являются медитацией, я согласен. Но считаю медитацию не состоянием, а процессом, который раскрывает целый ряд возможных состояний и озарений. Все эти состояния, при всём их разнообразии, характеризуются большей осознанностью, большей ясностью сознания или даже расширением сознания относительно повседневного состояния.
Есть много классификаций этих состояний из разных школ: дхарана, дхьяна, самадхи, сатори и прочие. Люди, переживающие различные состояния медитации, говорят о временной остановке ума или прекращении внутреннего диалога, о белом свете, снизошедшем на них, о встречи со своим высшим «Я», своей истинной природой или о космическом сознании. Допуская, что значительная часть людей могут быть обмануты своим богатым воображением, я всё-таки знаю, что такие состояния возможны, и достигающие их, переживают некоторую трансформацию психических процессов, меняющих направление их судьбы.
Я сам когда-то это пережил, и у меня нет оснований не верить своему собственному опыту. Я должен сказать, что далеко не все, а на самом деле, подавляющее меньшинство доходят в своих практиках медитации до описанных выше состояний. Редко у кого медитации из получасовой (двух-часовой) ежедневной практики какой-то техники переходят в ежедневный непрерывный процесс. И чаще всего, по моим наблюдениям, это случается, не благодаря, а вопреки пребыванию человека в какой-то школе. Опять же по той причине, что большинство нынешних популярных буддийских и индуистских школ, в не самом худшем случае, представляют из себя сонные царства. А многие индийские школы просто являются сектанскими по своей структуре. Там, где человеком жестко манипулируют, развить осознанность можно лишь через сопротивление этому.
Опять же попадая изначально в равные условия (как и с бизнесом), одни люди могут легко войти в повседневный процесс медитации, другие с большим трудом или не могут совсем. К этому должен быть талант, предрасположенность или, говоря иначе, особая врождённая психическая характеристика.
Почему кому-то даётся талант, а кому-то нет. Ответить на этот вопрос сложно. Но в любом случае ответ нужно искать в прошлом человека. В прошлом души, если человек верит в жизнь до рождения. В генетике, то есть в прошлом опыте наших предков, если человеку ближе научный взгляд. Что важно, на данном этапе биологи уже признали влияние жизненного опыта человека на его генетические программы. Это значит, что все чувства, которые мы испытываем в жизни, повлияют не только на нас, но и на наших детей, внуков, правнуков. Это буквально открытия последних лет. В своей книге, рассказывая мой опыт первых шаманских церемоний в Перу, я раньше официального признания наукой описал этот механизм. Впрочем, об этом говорили другими словами многие люди в прошлом.Понимание этого повышает наше чувство ответственности и необходимости работы над развитием своего сознания. А понимание того, что это в какой-то степени влияет на судьбы народов и даже человечества в целом, ещё больше повышает ставки.
Таким образом, подводя предварительный итог, мы можем сказать, что у людей есть разные врождённые или приобретённые особенности психики, которые позволяют им быть успешными (или наоборот, не успешными) в разных областях. Так же я утверждаю, что у некоторых людей есть дар более успешно в течение жизни осознанно развивать эти части психики.
Но существует ещё один дар, о котором важно написать. Некоторые люди имеют способность видеть в других потенциал быть успешными. Есть люди, от взгляда которых не спрятать разного рода таланты. У них есть способность различать в той или иной степени особенности психики других. Таких людей не много. Но они могут существенно помочь многим. Не все они ориентированы на помощь в развитии других. Они делятся на тех, кто видит и просто делает выводы для себя. Есть те, кто видит и использует для своей личной выгоды. Например, в том же бизнесе или в сфере личных отношений. Могут использовать во благо себе и во вред другим, манипулируя ими. Высший пилотаж — использовать это знание для общего блага. И ещё более высокий путь — это помогать раскрывать эти способности именно тем людям, которые имеют потенциал использовать их для всеобщего блага.